000098

Гениями не рождаются

Как же ответить на вопрос о необходимости «раннего развития» ребёнка? Может, вообще не стоит этим заниматься?

Молодое дерево можно сажать, пересаживать, изгибать как угодно, но если оно выросло, подобное сделать уже невозможно. Го же можно сказать и о человеке, который, конечно, развивается согласно своей индивидуальной биологии, но по тем же общим законам природы: находясь в нежном возрасте, ребёнок более гибок и легче поддаётся формированию.

Человеческое дитя появляется на свет совершенно беспомощным, с гораздо менее развитыми функциями организма, по сравнению с теми же функциями у новорождённого животного. В то время когда детеныши многих животных сразу посте рождения умеют ползать, держаться за маму или даже ходить, младенец может только пить молоко или кричать, ему приходится постепенно учиться пользоваться своим телом.

Параллельно малыш учится пользоваться и своим мозгом, который пока ещё является книгой с чистыми страницами. И от того, чем и каким образом мы станем заполнять листочки этой книги, зависит, насколько одарённым и насколько счастливым будет ребёнок.

Мозг младенца, как и мозг взрослого человека, состоит почти из полутора миллиардов клеток, но большинство из них пока не используются, т. к. связи между клетками мозга только начинают формироваться.

Наиболее активно этот процесс происходит в течение первых трёх лет жизни ребёнка, когда образуется основная часть таких соединений. Уже за первые полгода возможности мозга достигают половины своего взрослого потенциала, и это напрямую зависят от степени их развития.

А к трём годам окончательно формируется способность мозга воспринимать и запоминать внешние сигналы. Это и есть тот фундамент, на основе которого происходит дальнейшее развитие ребёнка, когда, используя трёхлетнюю базу развития, мозг начинает развивать более сложные способности: удовлетворение потребностей, мышление, творчество, чувства и т. д.

Гениями не рождаются — гения можно вырастить из каждого малыша. Дело в том, что в генах любого ребёнка заложены способности всех предшествующих поколений. Какие из этого множества проявятся у малыша, во многом зависит, что будут стимулировать в нём родители в первые годы жизни.

Личный опыт познания в период развития мозговых клеток самый верный путь к развитию умственных способностей ребёнка. Если в этот период не образовалась прочная база, в дальнейшем мозгу не на что будет опереться, и учёба будет даваться ребёнку с огромным трудом. Это всё равно, если вы пытаетесь достичь хороших результатов, работая на плохом компьютере. Отсюда напрашивается вывод: общий уровень развития человеческого мозга зависит от его стимуляции в раннем возрасте (от рождения до трёх лет).

До 3-х лет развитие детей происходит по периодам в соответствии с определёнными фазами роста. Если новорождённый ребёнок в основном только ест и спит, то через 3 месяца у него уже развивается желание дотянуться и потрогать что-нибудь.

В полгода малыш уже может сообразить, что если нельзя дотянуться рукой, то к вожделенному предмету можно доползти. К десяти месяцам дети пробуют делать первые шаги. В год осмысленно играть с игрушкой. А после 2 лет по-своему пытаются соотнести знакомые слова с понятными для них значениями.

На раннем этапе жизни и физическое, и умственное развитие детей идёт с колоссальной скоростью. Чтобы не упустить чего-то значимого, необходимо следить, чтобы развитие ребёнка происходило правильно на каждой стадии.

Например, к истечению первого года жизни для ребёнка важно научиться играть с логическими игрушками, он может начать осваивать их и в 2 года, но это будет уже несколько запоздалым, т. к. в этот период для него уже более важным становится развитие своих творческих способностей.

Для успешного изучения чего бы то ни было существует определённое время. И любое стимулирование способностей ребёнка должно соответствовать определённому этапу его развития.

Обеспечить малышу гармоничное развитие должны родители, поскольку именно они являются самыми близкими для него людьми. И требуется тут от них не так уж много: всего лишь внимательно следить за тем, что и когда ребёнку необходимо, что ему интересно.

Даже если собственные способности родителей невелики, при правильном подходе к воспитанию их дети могут достичь в жизни больших успехов. Другими словами, для развития малыша очень важна активная позиция родителей по отношению к нему. Развитие это непрерывный процесс, требующий постоянной «включённости» в жизнь ребёнка и понимания того, что мы хотим развивать в своём малыше, чему мы хотим обучить его.

Существует множество программ, ориентированных на развитие способностей у детей раннего возраста, и всё же готовых рецептов обучения младенцев нет. Каждый ребёнок уникален, и то, что подойдёт одному, может быть неинтересно другому. Поэтому не следует воспринимать какие-либо обучающие методики как догму, лучше адаптировать рекомендации, исходя из особенностей ребёнка.

Уяснив для себя необходимость и цели раннего развития, попробуем выделить способствующие этому процессу основные принципы воспитания:

  • В первые годы жизни умственное развитие идёт рука об руку с физическим и сенсорным. Поэтому физические упражнения один из первых и главных компонентов развития малыша. Это ускоряет развитие мышц, костей, улучшает работу внутренних органов и мозга, повышает сопротивляемость маленького организма к внешним стрессам. Возможно, вы замечали, что малыш, который начинает рано ходить, достаточно смышлён. Плавание также хорошо укрепляет малыша не только физически, но и способствует развитию его мозга. Отсюда напрашивается вывод: интенсивная физическая нагрузка в первый год жизни способствует успешному развитию детского интеллекта.
  • В младенчестве дети жадно впитывают любую информацию, поэтому им просто необходимо пространство для наблюдения, ребёнок не получает необходимой информации, если постоянно вынужден разглядывать потолок, лежа на спине в кроватке или коляске. И хотя родители иногда наклоняются над колыбелькой, это только раздражает зрение малыша, так как он пытается проследить за передвигающимися предметами, не имея возможности даже приподнять голову. Подвешенных погремушек тоже недостаточно. Вместо того, чтобы поминутно наклоняться над малышом или забрасывать его игрушками, разместите ребёнка в наклонном положении или переверните на животик, чтобы у крохи был обзор. Получив возможность наблюдать за происходящим вокруг, малыш сможет подпитывать свой интерес. А любопытство ребёнка — это важное условие познания мира, оно совершенно необходимо ему для умственного и интеллектуального развития.
  • Если вы хотите чему-либо научить своею ребёнка, необходимо подготовить его к процессу обучения пробудить в нём интерес. И не ждите, что у малыша появится желание учиться, если не создано для этого необходимых условий. Например, вместо того чтобы просто учить ребёнка считать или писать, лучше заинтересовать его цифрами или самим процессом письма. Чтобы малыш захотел научиться хорошо рисовать, обеспечьте его достаточным количеством карандашей и бумаги, а лучше рисуйте вместе с ним. Пробудить интерес к предмету обучения — наиболее действенный педагогический метод, принуждение же чаще всего может вызвать лишь противоположную реакцию. Стойкая нелюбовь к чему бы то ни было связана именно с принуждением в раннем детстве, когда добровольно- принудительные занятия напрочь отбивали интерес к чему-либо. Но заинтересованность малыша нуждается в подкреплении. От того, заметят ли родители возникший у ребёнка интерес, как они станут развивать его, зависит, сохранится он или нет, разрастётся в способность или просто угаснет. Очень важно не упустить момент. Никто не знает, какие способности ребёнка могут перерасти в таланты, но вы должны дать шанс их развитию.
  • Эстетический вкус ребёнка также формируется его окружением. И степень эстетического развития ребёнка зависит от заложенного в раннем детстве прочного фундамента. Здесь также помощь родителей должна быть своевременной. Если в раннем возрасте сформировать в сознании ребёнка определенные штампы, то затем сложно будет приучать его к чему-то другому. Поэтому не думайте, что малышу можно показывать только простенькие картинки из детских книжек, что он ещё не в состоянии понять ничего более сложного. Если вы в восхищении от Сальвадора Дали или Ван Гога, то почему бы не познакомить с их гениальными произведениями и своего ребёнка. Вы любите слушать Шуберта или Вивальди? Ваш ребёнок тоже с удовольствием оценит их музыку. Главное, уделяйте малышу побольше времени.
  • Если родители хотят пробудить у малыша образное мышление и изобретательность, они не должны покупать ему слишком много игрушек. Игрушки должны развивать интеллектуальные способности и творческие задатки детей, а изобилием игрушек можно достичь только противоположного эффекта, ребёнок лучше всего играет с одной игрушкой, большое их количество рассеивает его внимание. Кроме этого вокруг нас существует огромное количество предметов и материалов, которые использовались веками в качестве игрушек. В куске дерева малыш может разглядеть сказочного героя, а в старой кастрюльке волшебную подводную лодку, что куда интереснее дорогой фабричной погремушки. Глина, цветная бумага не имеют определённой формы или назначения — и поэтому являются идеальными для развития детей раннего возраста. В зависимости от возраста ребёнка такие материалы легко превратить как в простые предметы, так и в очень сложные. Подобные игрушки развивают у малышей ловкость рук и способность к самовыражению, пробуждают его интеллектуальные и творческие задатки.
  • И, наконец, самое главное беспокойтесь не о том, что можете перенасытить малыша слишком большим количеством информации, а в том, что информации может оказаться даже мало для его полноценного развития. Принимая за правило, что человеческие возможности и таланты являются полностью врожденными, можно утверждать, что дети в своем развитии должны достичь хотя бы уровня родителей. Если взрослый ребёнок превзошел вас хоть в чем-то, вас можно назвать хорошими родителями. Пусть ребёнок будет лучше вас!